О реализации предложений Госгортехнадзора СССР в Законодательно-правовых актах по недропользованию

В. С. Зимич

В преддверии 300-летнего юбилея горного надзора в статье приведены сведения о реализации предложений Госгортехнадзора СССР по улучшению состояния использования минеральносырьевых ресурсов в законодательно-правовых актах по недропользованию.

Сегодня, в связи с приближающимся юбилеем, уместно и необходимо говорить не только о настоящем состоянии дел в системе Госгортехнадзора, но и о прошлых периодах деятельности этого государственного органа. Тем более, что 300 лет его существования, пусть и в разных формах, пролегают через времена существования царской России, Советского Cоюза и Российской Федерации. Очевидно, никто не станет отрицать, что деятельность надзорного органа в совершенно различных политических и экономических формациях позволила накопить ему совершенно уникальный и разнообразный опыт, учет которого весьма ценен для обеспечения рационального использования невозобновляемых минеральных ресурсов страны.

В настоящих заметках речь будет идти об одном, но весьма важном эпизоде в деятельности Госгортехнадзора СССР, как раз приходящемся на период «застоя». Отметим к тому же, что в текущий момент еще ощущается осторожность в речах общественных и государственных деятелей при оценке положительного опыта советской действительности. Но ведь повседневность убеждает нас: как положительный, так и отрицательный результат (опыт) имеют одинаковую ценность. И это еще один полновесный аргумент в пользу изучения социалистического опыта хозяйственной деятельности.

Сегодня во всем мире остро, с тенденцией усугубления, стоит проблема охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. К сожалению, вокруг этой проблемы больше разговоров, чем реальных дел. Но если о потеплении климата на планете не говорят только ленивые, то об ускоренном истощении природных невозобновляемых ресурсов установилось сакраментальное молчание, как будто не только проблемы, а и вопросов вообще нет. Тем не менее они никуда не исчезают!

В России всегда находились прозорливые люди, и они понимали, что какой бы ни была богатой природная кладовая страны, использовать еенадорачительно, по-хозяйски. Петр I, например, ввел государственную собственность на недра. Да и не случайно спустя два года после окончания Великой Отечественной войны, в условиях напряженнейшего труда советского народа по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства Совет Министров СССР принимает Постановление от 17 октября 1947 года «Об образовании государственного горного надзора» в целях обеспечения охраны недр, контроля за правильной эксплуатацией месторождений полезных ископаемых и борьбы с хищнической отработкой и потерями при добыче.

Вообще в послевоенный период (с 1947 года до распада СССР) в стране была создана, развивалась и в определенной мере функционировала система мер, направленная на обеспечение рационально-бережного использования минерально-сырьевых ресурсов страны.

Но в этих заметках автор не ставит перед собой задачу дать описание этой системы. Это отдельный и, разумеется, не короткий разговор.

Речь будет идти о генерировании предложений в системе Госгортехнадзора СССР по улучшению состояния использования минерально-сырьевых ресурсов, которые затем были использованы при подготовке и принятии законодательно-правовых актов по недропользованию.

Конкретно рассмотрим здесь обстоятельства появления на свет Постановления Совета Министров СССР от 23 мая 1984 года № 489 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов в народном хозяйстве» [5]. В условиях возродившегося в России капитализма мы пока не нашли эффективного государственного механизма контроля и надзора по подавляющему большинству направлений хозяйственной и иной деятельности. И вместо поиска такого, присущего настоящему времени, механизма проповедуем вообще бесконтрольность со стороны государства. Как здесь не вспомнить мудрость русского народа, воплощенную в пословице: «Не мудрено голову снять, мудрено приставить».

В условиях плановой экономики к началу «перестройки» была выстроена довольно действенная система управления рациональным использованием минерально-сырьевых ресурсов в Российской Федерации. Постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1981 года № 673 была образована Комиссия Президиума Совета Министров СССР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов (сокращенное название – КОС) в целях дальнейшего совершенствования управления охраной природы в стране, а также усиления контроля за ходом выполнения решений Партии и Правительства по этим вопросам.

В соответствии с Положением о КОС, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 5 октября 1981 года № 974, Комиссия координировала деятельность министерств, ведомств СССР, Советов Министров Союзных республик и общественных организаций по вопросам охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и практиковала заслушивание на своих заседаниях отчетов руководителей уполномоченных органов. Решения КОС в необходимых случаях оформлялись в установленном порядке Постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР.

В соответствии с планом работы КОС на первое полугодие 1983 года было намечено заслушать отчет Госгортехнадзора СССР о результатах надзорной деятельности в области недропользования.

В Положении «О государственном Комитете СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору», утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1982 года № 232, декларировалось, что Госгортехнадзор СССР имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми министерствами, ведомствами, предприятиями (объединениями), организациями, учреждениями и должностными лицами требований по безопасному ведению работ в промышленности, установленного порядка пользования недрами, выполнение обязанностей по охране недр и проведение ими профилактической работы по этим вопросам.

В области охраны недр Госгортехнадзор СССР осуществлял государственный надзор за обеспечением рационального, комплексного использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, включая гидроминеральные ресурсы (в том числе при доразведке месторождений действующими предприятиями, кроме полноты и комплексного геологического изучения недр), а также за использованием отработанных горных выработок и соответственных подземных полостей для размещения в них народнохозяйственных объектов.

В то время Госгортехнадзор СССР располагал достаточно полной и объективной информацией о состоянии дел в стране с рациональным использованием минерального сырья и охраной недр. Этому способствовал ряд принципиально важных моментов, кстати, в настоящее время преданных забвению. Во-первых, существовало Государственное планирование рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, которое опиралось на государственное статистическое наблюдение, всесоюзная программа решения крупных конкретных проблем, связанных с повышением уровня рационального, комплексного, безотходного использования полезных ископаемых. Во-вторых, существовал государственный горный надзор, предусмотренный Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, который осуществлял Госгортехнадзор СССР. Система контроля этого госоргана позволяла силами инспекторского состава получать достоверную информацию по каждому подконтрольному предприятию о выполнении требований законодательства о недрах.

Надзор за охраной недр и рациональным использованием полезных ископаемых и геолого-маркшейдерский контроль был одним из важнейших видов деятельности Госгортехнадзора СССР. В структуре Центрального аппарата существовало специализированное управление по надзору за охраной недр и геолого-маркшейдерскому контролю со штатной численностью 24 человека. Кроме того, контроль за охраной недр при добыче углеводородов вело Управление по надзору за безопасностью работ в нефтегазодобывающей промышленности. В территориальных органах этот вид надзора был представлен специализированными инспекциями, отделами, группами или отдельными специалистами в зависимости от количества подконтрольных объектов. Такая структура позволяла полно и объективно отслеживать, анализировать состояние дел с бережным отношением к полезным ископаемым при добыче, пресекать грубые нарушения законодательства о недрах, участвовать в планировании дальнейшего снижения потерь полезных ископаемых при разработке месторождений. Непосредственно в Управлении работали опытнейшие и авторитетнейшие специалисты П. В. Вилюнов, Б. Н. Бочкарев, Г. С. Борисов, В. И. Горбачев, А. О. Червякова и др. Планомерно производилось и обновление кадров этого Управления. Так, в 1982 году начальником Управления был назначен Зимич В. С. (автор этой статьи), его заместителем – Чешенко Ю. А.

Как показывал анализ работы органов Госгортехнадзора, положение дел с использованием минерально-сырьевой базы страны хоть и медленно, но улучшалось. И в то же время на многих предприятиях по добыче полезных ископаемых эксплуатационные потери необоснованно были велики, допускались сверхнормативные потери полезных ископаемых, имела место выборочная отработка участков, а иногда и целых месторождений, добытые полезные ископаемые перерабатывались не комплексно или с низким уровнем извлечения полезных компонентов, слабо использовались отходы горного производства.

Анализ всей совокупности получаемой информации показывал, что, несмотря на заметные достижения в рачительном использовании полезных ископаемых при добыче и их переработке, имеется ряд нерешенных проблем, присущих как всему горнопромышленному комплексу в целом, так и отдельным отраслям, и горнодобывающим предприятиям.

Объективности ради, надо отметить, что серьезные проблемы на ряде предприятий по добыче полезных ископаемых были (осознанно или неосознанно) заложены во времена, когда в стране спешно проводили индустриализацию, наращивали обороноспособность страны, вели ожесточенную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Здесь достаточно назвать первый Березниковский рудник, на шахтном поле которого в довоенные годы строили г. Березники. Сейчас прорыв воды в этот рудник создает серьезную угрозу этому городу и его жителям.

Вместе с тем по ряду видов полезных ископаемых отмечался низкий уровень извлечения из недр (или высокий уровень потерь), допускалась выборочная отработка богатых и легкодоступных участков месторождений полезных ископаемых, приводящая к потере оставленных обедненных руд. Имели место сверхнормативные потери полезных ископаемых. Большие объемы запасов кондиционных углей и других полезных ископаемых находились под застроенными территориями, и в то же время не исключалась необоснованная и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых. При добыче основных иногда использовались попутно добываемые полезные ископаемые (например, при добыче апатитовых руд в отвалы сбрасывались нефелины) на Кольском полуострове, совершенно в малых объемах использовались вскрышные породы, пригодные для получения строительных материалов.

Еще более сложной была ситуация при переработке добытого минерального сырья (при обогащении, металлургическом переделе и других процессах). Прежде всего, потери при переработке по целому ряду полезных ископаемых были больше, чем при их добыче, многие попутные компоненты не извлекались, отходы переработки мало использовались.

Госгортехнадзор СССР принимал все необходимые меры в пределах своей компетенции по разрешению назревших проблем. Но решить проблемы только усилиями контрольного органа вряд ли было возможным. Прежде всего, как мы тогда говорили, в стране отсутствовали эффективные экономические рычаги, которые стимулировали бы горнодобывающие и перерабатывающие предприятия более полно использовать ресурсы недр и добытое минеральное сырье. Административные меры слабо влияли на улучшение ситуации. Что касается положения дел при переработке минерального сырья, то здесь ситуация осложнялась еще и тем, что государственный надзор за рациональным использованием полезных ископаемых отсутствовал, не было разработанной и утвержденной в установленном порядке нормативной базы.

Управлением по надзору за охраной недр был подготовлен доклад (отчет) Председателю Госгортехнадзора СССР Владыченко И. М., с которым он должен был выступить на заседании КОС. Естественно, доклад содержал и предложения, которые необходимо было решить на уровне Правительства СССР. Отчет был заслушан на заседании КОС, в результате чего появилось поручение Заместителя Председателя Совета Министров СССР – Председателя КОС Нуриева З. Н. от 19.07.1983 ПП-14279, которое гласило: «…ускорить подготовку проекта постановления» (по нашим предложениям). И работа над проектом Постановления началась.

Прежде всего, необходимо было ничего не упустить. Ведь все понимали: нечасто Совет Министров СССР берется принять Постановление по предложениям ведомства. В то же время «мелочью» и чересчур незначительными предложениями недопустимо было его загромождать. Далее необходимо было обязательно отшлифовать формулировки пунктов Постановления. Это очень важная часть работы по подготовке проекта правительственного документа. Но впереди были иные трудности по продвижению документа.

Проекты Постановления Правительства, подготовленные ведомствами, принято было в те годы вносить в Совет Министров СССР на рассмотрение и принятие лишь после того, как будут согласованы (и лучше всего без замечаний) с заинтересованными министерствами и ведомствами, ВЦСПС.

В те времена лоббирования законодательно-правовых документов в той форме и целях, как это, например, изложено в Российском энциклопедическом словаре, не было. Но это совсем не означает, что у министерств и ведомств не было стремления возражать против принятия таких документов или его части либо отдельного пункта.

Все было проще: министерства и ведомства не хотели дополнительных забот и хлопот, а также дополнительной ответственности. Однако было бы несправедливым только этим объяснить их возражения или несогласие с новыми задачами и требованиями. Во-первых, разным ведомствам те или иные проблемы видятся по-разному, а, во-вторых, зачастую им более четко видны проблемы, которые придется преодолевать при выполнении новых или дополнительных требований, изложенных в нормативно-законодательных документах.

Поэтому замечания и предложения по проекту постановления Совета Министров СССР, которые Госгортехнадзор СССР получил от заинтересованных министерств и ведомств, делились на две группы: первые – конструктивные и приемлемые (которые, конечно же, учитывались при доработке проекта постановления), и вторые – ничем не обоснованные возражения против тех или иных пунктов с предложениями об их исключении. Такие замечания и предложения необходимо было «снять», т. е. убедить их авторов отозвать. Безусловно, это сложная и кропотливая работа.

Практиковалось, кроме того, получение заключений по проекту Постановления от некоторых ведущих ведомств. Такое конкретное ведомство определялось квинтэссенцией (основной сутью) проекта Постановления. По рассматриваемому документу требовалось заключение Госплана СССР.

В целом на подготовку проекта Постановления Совета Министров СССР, его согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами потребовалось не менее года. К проекту Постановления на двух страницах был приложен перечень министерств и ведомств, с которыми он был согласован, что удостоверялось подписями министров или их заместителями.

Наверное, Постановление Совета Министров СССР от 23.05.1984 № 489 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов в народном хозяйстве» не год, а гораздо более длительное время готовилось бы для внесения в Совет Министров СССР или вообще не дошло до этой стадии, если бы необходимость такого документа глубоко не осознавалась руководством Госгортехнадзора СССР и лично им не прилагались усилия по улучшению использования минерального сырья в стране.

Специалисты своего дела, государственники с большим опытом работы в горных отраслях промышленности и надзорных органах (Владыченко И. М., Васильчук М. П., Мезенцев К. Т.) путем деловых личных контактов с руководителями министерств и ведомств многократно рассматривали возникавшие проблемы при подготовке проекта Постановления и находили приемлемые решения.

Особо нужно подчеркнуть и большую помощь аппарата КОС, и прежде всего старшего референта Совета Министров СССР Головина Ю. Ф. в подготовке проекта Постановления. Фактически он был связующим звеном между Госгортехнадзором СССР и аппаратом Совета Министров СССР.

Невозможно подсчитать число прямых и телефонных контактов автора этой статьи и Ю. Ф. Головина по вопросам проекта Постановления. Немало было затрачено времени на совместную шлифовку формулировок текста Постановления. Глубокое знание и понимание проблем, возникающих при недропользовании, Ю. Ф. Головин получил из опыта работы на Норильском комбинате, где он занимал руководящие инженерные должности, в том числе и начальника Горного управления. Работать с Юрием Филипповичем было легко, а контакты с ним обогащали знаниями уникального рудного дела. Спасибо надо сказать и старшему юристу КОС В. А. Бережному. Это был хороший, квалифицированный специалист своего дела.

Вообще же надо сказать, что в тот период времени Госгортехнадзором СССР приветствовалась и поощрялась практика прямых контактов неруководящих работников комитета с рядовыми работниками Совета Министров СССР, Верховного Совета СССР, министерств и ведомств. Это в целом облегчало работу и повышало эффективность ее надзорной деятельности. Например, кто будет отрицать важность текста резолюции, которую наложит руководитель того органа, которому вы направили письмо? Правильно, достаточно росчерка пера («ознакомить кого-то», «для сведения», «в дело» и т. п.), и от вашей просьбы или предложения ничего не останется, от нее отмахнутся. Поэтому, направляя кому-то документ, надо заранее знать, какую вы хотите резолюцию. Вот здесь и могут помочь контакты исполнителей.

Многолетний опыт показывает, что низовые работники в аппаратах государственных ведомств чаще всего являются фигурантами, отвергающими те или иные предложения, скажем так, со стороны.

Но вернемся к сути принятого Постановления Совета Министров СССР. При этом постараемся избежать подробного изложения его содержания.

Круг вопросов, которые затронуты в Постановлении, можно, например, охарактеризовать с помощью перечня министерств и ведомств, которым поручалось рассмотрение этого вопроса, наметить и реализовать меры по исправлению или улучшению сложившегося положения. Среди них: Госплан СССР, Государственный комитет СССР по науке и технике (ГКНТ), Академия наук СССР, Министерство высшего и среднего специального образования, Госснаб СССР, Госстрой СССР, Государственный комитет по ценам и другие органы, устанавливающие цены, Министерство финансов СССР, Государственный комитет по труду и социальным вопросам, ВЦСПС, Министерство геологии СССР, Госгортехнадзор СССР, ГКЗ СССР, Министерство юстиции СССР, Министерство угольной промышленности СССР, Министерство черной металлургии СССР, Министерство цветной металлургии СССР, Министерство по производству минеральных удобрений СССР, Министерство химической промышленности СССР, Министерство промышленности строительных материалов СССР, Министерство газовой промышленности, Министерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, Советы Министров союзных республик и другие заинтересованные министерства и ведомства.

Более того, например, по вопросу об установлении надзора за переработкой минерального сырья Совет Министров СССР не возражал дополнительно его рассмотреть, если потребуется решение Правительства СССР.

Этот перечень ведомств показывает, что вопросы, затронутые в Постановлении, имеют всеобъемлющий характер, требующий усилий и решений не отдельных министерств и ведомств, а плановых, финансовых, ценообразующих, юридических, научных и иных органов, стоящих во главе управления народным хозяйством СССР. Естественно, в СССР все делалось на плановой основе, в том числе и повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов.

Здесь не будем останавливаться на том, хорошо это или плохо. Эта тема для отдельного разговора.

Поэтому в Постановлении первым пунктом предусматривалось уточнить действующую целевую комплексную программу по рациональному использованию минерально-сырьевых ресурсов в народном хозяйстве.

Кроме того, предусмотреть в этой программе расширение работ по внедрению малоотходных и безотходных технологий, развитие ускоренными темпами производства горного, обогатительного, металлургического и химико-технологического оборудования, материалов и реагентов, разработку и выпуск новых приборов, аппаратуры и других технических средств для учета и контроля полноты извлечения полезных ископаемых при добыче и переработке.

Вторым пунктом соответствующим министерствам и ведомствам предлагалось расширить функциональные и прикладные исследования по совершенствованию технологии разработки месторождений полезных ископаемых и комплексной переработке минерального сырья, причем в 1984 году разработать координационные планы НИР на 1980–1990 годы и на период до 2000 года по созданию научных основ и методов повышения эффективности использования ресурсов недр. В Постановлении должное внимание уделялось экономическим рычагам управления рациональным использованием ресурсов недр, в том числе по изысканию организационно-экономических средств, выделению из общего лимита государственных капитальных вложений по народному хозяйству отдельного лимита капитальных вложений (в том числе лимита строительно-монтажных работ) на строительство, расширению и реконструкции объектов межотраслевого назначения, обеспечивающих комплексное использование месторождений полезных ископаемых и добытого минерального сырья, утверждению попутно извлекаемых из минерального сырья полезных компонентов и дополнительно вырабатываемой из этого сырья продукции, оптовых цен, оптимизирующих наиболее комплексное использование месторождений полезных ископаемых, отходов добычи и переработки.

Предусматривалось также, что амортизационные отчисления на полное восстановление по основным фондам предприятий по добыче твердых полезных ископаемых, срок службы которых зависит от времени отработки запасов, определяются в рублях на тонну погашенных запасов (извлекаемые запасы плюс эксплуатационные потери).

В целом же вопросы регулирования и стимулирования экономическими методами рационального недропользования нашли отражение в восьми (1, 2, 5, 7, 8, 9, 10 и 13) пунктах из 18, которые содержит это Постановление.

Также уместно будет подчеркнуть, что в последнем 18-м пункте этого правительственного документа признано целесообразным установить, начиная с 1986 года, государственный надзор за переработкой минерального сырья и поручалось соответствующим министерствам и ведомствам, в том числе и Госгортехнадзору СССР, рассмотреть вопросы, связанные с организацией этого надзора, и по вопросам, требующим решения Правительства СССР, представить в установленным порядке предложения в Совет Министров СССР. При этом подразумевалось, что этот надзор (надзор за переработкой минерального сырья) будет организовываться в системе Госгортехнадзора СССР, против чего не возражало и руководство этого органа.

Постановление Совета Министров СССР от 23 мая 1984 года № 480 «О дополнительных мерах по повышению эффективного использования минерально-сырьевых ресурсов в народном хозяйстве» самим Правительством СССР было отнесено к весьма важным документам, с чем, например, поздравляли Первого заместителя председателя Госгортехнадзора СССР Васильчука М. П. руководители других ведомств.

Не претендуя на истину в последней инстанции, в заключение хотелось бы высказать некоторые соображения, которые кое-кому могут показаться не совсем по теме или заблуждениями автора этой статьи.

Постановление в целом, и даже в деталях, учитывало систему планового хозяйства, структуру горнопромышленного комплекса СССР и животрепещущие проблемы в деле освоения и использования в народном хозяйстве полезных ископаемых – невозобновляемых природных ресурсов. Проблемы, затронутые в Постановлении, не только не исчезли или уменьшились с течением времени, а, наоборот, дополнились иными. Ликвидация «убыточных» угольных шахт, рудников и других предприятий по добыче полезных ископаемых после реанимации капитализма в России повлекла за собой колоссальные потери уже вскрытых, подготовленных и готовых к выемке запасов полезных ископаемых. Причем оставленные в недрах запасы, например, закрытых угольных шахт даже в обозримом будущем вряд ли станут объектами добычи. А ведь речь идет о сотнях миллионов тонн запасов.

Требование рыночной экономики, чтобы каждое горнодобывающее предприятие было рентабельным, да и неодолимая жажда легкой наживы собственников горных предприятий толкают на выборочную отработку полезных ископаемых.

Постановление по своей сути – программный документ и руководство к немедленному действию после его выхода в свет. Многие его положения и сейчас актуальны и с корректировкой на ныне существующий экономический механизм в стране и иные институты подлежат реализации.

Постановление – конкретный пример выполнения требования пункта 5 (2-й абзац) Положения о Государственном комитете СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1982 года № 232, согласно которому Госгортехнадзор СССР обобщает практику применения законодательства в области использования и охраны недр, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит в установленном порядке на рассмотрение Совета Министров СССР.

Работа над этим и подобного рода другими документами требовала глубоких профессиональных знаний, большого опыта производственной и надзорной деятельности от руководителей и исполнителей. Надо отметить, что подавляющее большинство работников Центрального аппарата соответствовало этим требованиям и, более того, их профессиональное образование и опыт работы соответствовали тому виду надзора, который они осуществляли. О профессиональном уровне руководства, например, говорит и тот факт, что у Председателя и его заместителей не было советников, а помощников было всего два (один у Председателя и один у Первого заместителя председателя).

Необходимо отметить, что Госгортехнадзор СССР не боялся расширить свои функции и добросовестно выполнял взятые на себя обязанности.

Так, например, было с согласованием планов развития горных работ, установлением надзора за переработкой минерального сырья, использованием подземных горных выработок, естественных полостей для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Основы Законодательства Союза ССР и Союзных республик о недрах.
  2. Постановление Совета Министров СССР от 13 июля 1981 года № 673 «Об образовании Комиссии Президиума Совета Министров СССР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов».
  3. Положение о Комиссии Президиума Совета Министров СССР по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 5 октября 1981 года № 974.
  4. Постановление Совета Министров СССР от 23 мая 1984 года № 489 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов в народном хозяйстве».
  5. Положение о государственном комитете СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1982 года № 232.