О Положении и Законе о маркшейдерской службе в Российской Федерации

Зимич В.С. -Президент Союза маркшейдеров  России

На современном уровне научно-технического развития горнодобывающей промышленности главными задачами маркшейдерской службы должны быть качественное осуществление работ по обеспечению полного и комплексного использования месторождений полезных ископаемых, эффективный контроль за  безопасным  ведением горных разработок, надежная охрана недр и окружающей природной среды.

Однако, в связи с проводимой реорганизацией объединений и предприятий, маркшейдерская служба предельно сокращены, разобщена,  а в ряде случаев и  вообще отсутствует   и,  главным образом, по недомыслию вышестоящих  руководителей.

Анализируя состояние современной маркшейдерской службы, секция "Маркшейдерское дело" Общества горных инженеров,       редакционный        совет журнала "Маркшейдерский   вестник", коллективы    кафедр   маркшейдерского дела Уральского и Московского горных институтов, Московского Государственного Открытого Университета, Пермского, Кемеровского и Новочеркасского политехнических институтов, а также коллективы маркшейдеров магаданской области и Красноярского края направили Премьеру Правительства Российской Федерации В.С.Черномырдину ("МБ" №1-2 за 1992 год) "Открытое письмо маркшейдеров ученых и  работников горной промышленности Российской Федерации".

В письме сообщалось: "... считаем крайне актуальным  и  весьма  целесообразным  просить  Вас поручить  Госгортехнадзору  РФ,  осуществляющему  контроль  за   маркшейдерской   службой, совместно   с   заинтересованными ведомствами  и  организациями  подготовить   и   внести   в Правительство   РФ   проект   типового   Положения   о   маркшейдерской службе в РФ для его утверждения в ближайшие месяцы. В этом же письме были упомянуты актуальные предложения  по укреплению  маркшейдерской   службы,   которые   было   бы   целесообразно   включить   в  новое, проектируемое Положение  о  маркшейдерской  службе  РФ с  целью  улучшения  ее  деятельности,  повышения  качества контроля  за  охраной  недр  и  окружающей среды.

Ответы  Правительства  РФ  и  его  структурных   органов на  Открытое  письмо  маркшейдерских коллективов  России на имя В.С.Черномырдина были  опубликованы  в  нашем журнале  No2  за  1993 год.  Совет  Министров   Правительство  РФ  5 мая  1993  года  (ГХ-ПJ 4-16255)   поручило Председателю   Госгортехнадзора   России    М.П. Васильчуку "Рассмотреть совместно   с   другими заинтересованными министерствами   и  ведомствами   письмо  маркшейдерских коллективов  РФ и по затронутым  вопросам  в нем проинформировать журнал "Маркшейдерский вестник".

В  начале  июня  1993   года  Госгортехнадзор  России информировал   редакцию  "МВ"  о  том,  что 28  мая  1993 года им  проведено  расширенное  технической  совещание по  упомянутому  поручению Совета  Министров   Правительства РФ и Открытому письму маркшейдеров-ученых и работников горнодобывающих отраслей  промышленности, опубликованному  в  "МВ"  №2  за  1992  год.  К письму прилагалась  копия   протокола  технического   совещания. Пункт 9 решения совещания гласил:

"9. Считать целесообразным проект Положения внес­ ти в  Совет  Министров   Правительство в  IV квартале 1993 года".

Между тем, учитывая важность решаемой задачи активную деятельность проявили ведущие научно­исследовательские институты России. Уже в августе 1993 года был опубликован проект "Положения о маркшейдер­ ской сJiужбе  предприятий  и  организаций  РФ"  института БИОГЕМ  ("МВ"  №3-1993  г. с.с.8-12),  проект  "Типового ноJiожения о маркшейдерской службе РФ" института ВНИМИ  ("МВ" No3-1993 г.  с.с.13-16), проект  "Кодекса маркшейдерской службы РФ" фирмы 'Теомар" и института "Гипроцветмет" ("МВ" №4-1993 г., с.с.21-30), а также содержательная статья профессора, докт. технич. наук А.И.Ильина и к.т.н. Л.А. Топчевского (ВИОГЕМ) с предложением по реорганизации маркшейдерской службы на горных разработках", касаемая всех аспектов готовящегося нового Положения  о маркшейдерской службе РФ.

В период с  3  по  6  октября  1993  года  в  г.Санкт­ Петербурге  состоялось  совещание технических  руководителей, главных маркшейдеров и главных геологов предприятий угольной отрасли. В решении совещания записаны серьезные критические замечания относительно Закона "О недрах" и даны конкретные важные рекомендации для проекта  нового Положения   о  маркшейдерской службе РФ.

В  преамбуле  решения  совещания  было записано:

..."Не соответствуют современным требованиям правовые  и  нормативные  документы,  особенно Закон  РФ  "О недрах", "Положение  о  маркшейдерской  службе",  "Положение  о  геологической  службе",  "Инструкция  по  производству маркшейдерских работ". Требуют  переработки  и ряд других  нормативных  документов,  касаемых  маркшейдерской службы.

Совещание  работников  угольной  отрасли,  в частности, решило:

..."2. Просить Госгортехнадзор России 11ри доработке "Положения о маркшейдерской службе" учесть следующие пожелания:

    1. Более полно отразить вопросы деятельности самостоятельных подразделений (ТОО, МП и др.), а также отдельных специалистов маркшейдеров, как субъектов хозяйственно предпринимательской деятельности.
    2. Предусмотреть в проекте Положения обязательное наличие маркшейдерских служб на предприятиях с повышенной опасностью работ (шахты, рудники), на которых в целях обеспечения безопасных условий работы необходимо оперативное выполнение комплекса маркшейдерских работ.
    3. Определить в проекте Положения, что действующие горнодобывающие предприятия право на выполнение маркшейдерских работ приобретают одновременно с получением или лицензии на пользование недра­ ми, для вновь создаваемых предприятий, организаций право выполнения маркшейдерских работ дает специальная лицензия.
    4. Отразить в Положении необходимость рационального использования недр с учетом обязательного выполнения требований безопасности горных работ и техническо-экономической целесообразности.
    5. Привлечь к разработке окончательной редакции Положения       высококвалифицированных       специалистов маркшейдеров  и  ученых".

Обобщенный проект Положения, подготовленный Госгортехнадзором РФ был опубликован в журнале №4 "Маркшейдерский вестник" за 1994 год (с.с.12-16). После корректировок проект был представлен 3-му Всероссийскому съезду маркшейдеров 23-25 мая 1995 года и был снова опубликован в журнале "Маркшейдерский вестник" №2 за 1995 год (с.с.11-14) и после обсуждения съездом был одобрен. Затем в 1996 году в журнале "Маркшейдерский вестник" №1 (с.с.12-17) был опубликован окончательный проект Положения о маркшейдерской службе в Российской Федерации, который намечался быть представленным на утверждение Правительству Российской Федерации.

Но проект Положения был рассмотрен юристами и признан противоречащим нескольким законам Российской Федерации, в том числе Гражданскому кодексу Российской Федерации, принятому Государственной Думой 21 октября 1994 года. Руководство Госгортехнадзора Российской Федерации отказалось направлять такой проект Положения о маркшейдерской службе в Российской Федерации в Правительство Российской Федерации на рассмотрение и утверждение. И это понятно, Правительство Российской Федерации, конечно же не станет утверждать правовой документ, который имеет противоречия действующим законам.

Авторы многих вариантов проекта Положения безусловно руководствовались благими намерениями, понимают роль и значение маркшейдерской службы, необходимость ее защищенности, и т.д.

Укажем на некоторые пункты Положения, которые противоречат действующим законам, и если и могут быть реализованы, то только путем внесения поправок в соответствующие законы или принятием новых законов.

Например 11.3.3. говорит, что главными задачами маркшейдерской службы являются: отраслевой контроль за соблюдением требований закона Российской Федерации "О недрах". Но такая норма в указанном законе отсутствует. Более того, в стране ликвидирован и отраслевой принцип.

Пункт 4.2 предусматривает: маркшейдерские службы создаются в министерствах, ведомствах, акционерных обществах ... и т.д.

Но, еще не 11ри11ят закон о министерствах и ведомствах.

В пункте 4.5 отмечается, что работники маркшейдерской службы предприятия, организации пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством. Такая императивная форма является принадлежностью пенсионного законодательства Российской Федерации.

Пункт 10 предусматривает создание при Госгортехнадзоре России Межведомственного совета по маркшейдерскому делу. Хотя известно, что Положение о Госгортехнадзоре утверждено Указом президента от 18 февраля 1993 года №234 и конечно не может изменяться Положением о маркшейдерской службе в Российской Федерации. Имеется ряд других противоречий действующему законодательству.

Госгортехнадзор России четко представляет необходимость Положения о маркшейдерской службе в Российской Федерации.

Есть два пути решения проблемы, кроме того, который был избран.

Первый: Исключить из проекта положения все моменты, определяющие правовой статус и защищенность маркшейдерской службы.

Этот документ может утвердить Правительство Российской Федерации или по его поручению Госгортехнадзор России.

Но вот вопрос, такого ли документа ждут наши маркшейдера? Думаем, что нет.

И второй путь: Надо готовить и вносить, в установленном порядке в Государственную Думу проект Закона Российской Федерации "О маркшейдерской службе в Российской Федерации".

Маркшейдерия – комплексная отрасль горных науки и техники, тесно связана со многими научными дисциплинами и является неотъемлемой частью всех стадий горного производства. Вследствие многостороннего участия маркшейдерии в науке, технике и производстве с развитием научно-технического прогресса расширяет объем решаемых ею задач. Тем более, что на сегодня нет Закона, которым бы был четко определен круг задач, возлагаемых на маркшейдерскую службу. Поэтому закон "О маркшейдерской службе в РФ" будет четко определять задачи маркшейдерской службы, ее обязанности и права.

Госгортехнадзор России намерен в текущем году войти с предложением в Правительство Российской Федерации с этим вопросом.